РусскийБеларускiEnglish

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ОГАРЕВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ГАНЦЕВИЧСКОГО РАЙОНА

 

Одно окно | Об учреждении | Обучающимся | Родителям | Учительская | Сервисы | Профсоюзная организация | 2024 - Год качества | Методическая работа | Воспитательная работа | Обучение в рамках международных договоров | Полезные каникулы | 1 класс | Учебный год 2023/2024 | Образовательный процесс | Платные услуги | Фотогалерея | Защита персональных данных | Школьное питание | Детские и молодежные общественные объединения | Память и боль земли белорусской

 

Меню раздела

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


  

  

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетливыми. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит. Надо заметить, что с понятием адаптация тесно связано понятие готовность к обучению в средней школе. Не все учащиеся начальной школы подготовлены в среднюю школу одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия готовность к обучению в средней школе: 1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. 3. Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

  1. Разные требования со стороны учителей предметников, необходимость все эти требования и учитывать и выполнять.

  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова, понятия. Нужно научить пятиклассников пользоваться справочниками и словарями, дидактическими материалами, тетрадями на печатной основе, тестами, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

  3. Чувство одиночества из-за отсутствия рядом учительницы начальных классов и классному руководителю немало времени и сил приходится отдавать, чтобы вывести учащихся из этого состоянии.

  4. Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

  5. Изучение классного коллектива.

  6.  Знакомство с родительским коллективом.

  7. Организация сотрудничества с учителями – предметниками, в процессе адаптации.

  8. Организация внеклассной работы с классным коллективом.

  9. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

КАК  НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ

 

Первым делом нащупать все болевые точки в семье.

Нормализовать семейные отношения.

Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает.

Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

Научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

При драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар.

Помнить, что слово может ранить малыша.

Понимать ребенка!

  

КАК НЕ НАДО  ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ.

 

 

Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку  у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

 Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом.

Учить мучить домашних животных.

Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.

Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его.

Культивировать вражду между ним и сверстниками.

Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.

Не любить его или любить только «оценочной» любовью.

Памятка для родителей и педагогов. Тревожность

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТРЕВОЖНОСТЬ

    Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

     Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями  либо школой.
  • Неадекватными требованиями (чаще завышенными).
  • Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

       Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности.

       У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

       Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное  сердцебиение.

        Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ

  • Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться на чем – либо;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Боится сталкиваться с трудностями.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.

Рекомендации учителям тревожных детей

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
  2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех (“У тебя это получится”, Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).

Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

  1. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  2. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути  его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  3. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А вдруг я сделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

Рекомендации родителям тревожного ребенка

1. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.

Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Родители тревожного ребёнка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для Вас станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.

 

 

 

Телефон 8 (01646) 27603, эл. почта ogarevichi@gancevichi.edu.by

Регистрационное свидетельство «©Огаревичская средняя школа, 2019» № 2141102254 от 30.08.2011 г. 

Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
👁Версия для слабовидящих
👁Обычная версия
Настройки